РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ПОД РУКОВОДСТВОМ АРХИТЕКТОРА СТУДЕНИКИНА А.Д.
По плановому (Реставрационному) заданию № 16-12/40 от 11.06.1998 года, выданным Главным Управлением Государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы на разработку научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ на Памятнике истории и культуры ООО «Творческой мастерской под руководством архитектора Студеникина А.Д.» были выполнены Комплексные научные исследования, в состав которых входили:
1. Предварительные исследования. 2. Историко-архивные и библиографические исследования: историческая записка.3. Архитектурно-археологические обмеры планов, фасадов, разрезов, частей и деталей фасадов интерьеров.4. Архитектурные исследования (зондажи, шурфы).5. Технологические исследования кладочных, отделочных и декоративных материалов.6. Исследование первоначальных покрасок интерьеров и фасадов.7. Инженерное исследование (в т.ч. микологическое).8. Исследование монументальной живописи интерьеров.9. Археологические исследования.
По результатам комплексных научных исследований, всестороннему их анализу и научной обработки разработан Проект реставрации (на 1877 год), который был согласован в УГК и ОП г. Москвы № 16-12/88 от 22.10.1998 г., а так же в Департаменте по культурному наследию Министерства культуры Российской Федерации от 26 мая 2000 г. За летний строительный период (май – октябрь 1998 года) на памятнике были выполнены самые важные первоочередные противоаварийные работы по ремонту стропильной системы и чердачного перекрытия Главного дома, флигелей и была заменена кровля.
Благодаря этим работам были в буквальном смысле слова спасены уникальные интерьеры анфилады и все помещения Главного дома, так как старая кровля находилась в крайне аварийном состоянии. Вообще проведенные инженерные исследования (а их было выполнено независимыми организациями в разные периоды проведения ремонтно-реставрационных работ целых три) показали крайне аварийное состояние несущих конструкций стен, перекрытий, стропильной системы, штукатурки и т.д.
В 2006 году возобновились реставрационные работы по проекту, реставрационным чертежам и при ежедневном авторском надзоре специалистов ООО «Творческой мастерской под руководством архитектора Студеникина А.Д.»
В первую очередь необходимо было провести ремонтно-реставрационные работы по усилению несущих конструкций здания – от фундаментов до кровли. Параллельно проводимым ремонтно-реставрационным работам на Памятнике продолжались исследовательские работы: архитектурные исследования – производились раскрытия и расчистки в местах, ранее недоступных, которые без начала производственных работ не могли быть изучены и исследованы в полной мере, а также археологические раскопки. Большие работы были проведены по исследованию монументальной живописи интерьеров, которые привели к раскрытиям: была обнаружена живопись на большом участке стены (Помпейская лестница).
Архитектурные исследования, проведенные в условиях производства работ тоже привели к неожиданным находкам:
1. Был обнаружен подлинный белокаменный карниз (первоначальный) под слоями поздней штукатурки на фасадах Памятника.2. Был обнаружен уникальный световод, закрытый в советское время, освещавший винтовую лестницу ( с 1 по 3 этажи).3. Были обнаружены уникальные пристенные дренажные и вентиляционные каналы по периметру Главного дома, позволившие уточнить датировку строительства (1772 год) и играющие важную роль в сохранении фундаментов.4. Был обнаружен и раскрыт купол (деревянный) «Музыкального зала», на нем была обнаружена живопись.5. Были обнаружены и изучены фрагменты мозаичных полов во «Входном вестибюле».6. Были обнаружены первоначальные покраски стен буквально всех залов и помещений.7. Были обнаружены следы подлинных паркетных полов в «Музыкальном зале», по которым смогли выполнить чертежи паркета.8. Были обнаружены (в «Лазуритовом зале») «зеркала» из искусственного мрамора и цокольные панели под масляной покраской.
Перед началом ремонтно-реставрационных работ по Памятнику было составлено развернутое техническое задание, где были подробно отражены не только чисто реставрационные работы, но и инженерное обеспечение здания с учетом современных норм и требований: при выполнении задачи обеспечения всех залов и помещений принудительной потолочно-вытяжной вентиляцией в условиях необходимости сохранения уникальной лепнины потолков и стен были применены уникальные способы устройства каналов путем выполнения внутренних штроб в стенах и перекрытиях, минуя участки, насыщенных лепниной, а также минуя кирпичные своды первого этажа, являющегося наиболее древней частью усадьбы. Благодаря такой кропотливой и, в некоторых случаях, ювелирной работе удалось полностью выполнить поставленные инженерные задачи в сочетании с реставрационными.
В достаточно сжатые сроки (май 2006 года по октябрь 2009 года) были проведены огромные ремонтно-реставрационные работы на фасадах Главного дома и флигелей, уникальные работы по интерьерам Главного дома и флигелей, работы по вертикальной планировке и благоустройству территории с восстановлением полностью утраченной ограды по ул. М. Дмитровка и воссозданием Парадной лестницы в сад, а также понижения уровня культурного слоя земли до первоначальной исторической отметки, до найденных первоначальных следов отмостки, что намного (на 90 см) подняло здание из естественного «котлована», образованного из-за многочисленных поднятий уровня асфальтовых покрытий по ул. Малая Дмитровка, а также, соответственно, и внутри Парадного двора. Все ремонтно-реставрационные работы велись под ежедневным надзором автора Проекта реставрации совместно с Заказчиком и высококлассными специалистами-реставраторами по всем разделам реставрации. Наиболее сложные в методическом плане решения (такие как уникальные работы во «Французском зале», где из-за 100% сгнившего перекрытия пришлось демонтировать потолочную объемную лепнину, делать заново деревянные перекрытия, а затем, также заново, воссоздать лепнину потолков) принималась Рабочей комиссией во главе с «Москоснаследием». Положительных результатов удалось добиться благодаря слаженной работе реставраторов, Заказчика и «Москомнаследия».
Генеральный директор ООО «ТМ» Главный архитектор проекта реставрации: Студеникин А.Д.
РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ПОД РУКОВОДСТВОМ АРХИТЕКТОРА СТУДЕНИКИНА А.Д.
1. Предварительные исследования.
2. Историко-архивные и библиографические исследования: историческая записка.
3. Архитектурно-археологические обмеры планов, фасадов, разрезов, частей и деталей фасадов интерьеров.
4. Архитектурные исследования (зондажи, шурфы).
5. Технологические исследования кладочных, отделочных и декоративных материалов.
6. Исследование первоначальных покрасок интерьеров и фасадов.
7. Инженерное исследование (в т.ч. микологическое).
8. Исследование монументальной живописи интерьеров.
9. Археологические исследования.
1. Был обнаружен подлинный белокаменный карниз (первоначальный) под слоями поздней штукатурки на фасадах Памятника.
2. Был обнаружен уникальный световод, закрытый в советское время, освещавший винтовую лестницу ( с 1 по 3 этажи).
3. Были обнаружены уникальные пристенные дренажные и вентиляционные каналы по периметру Главного дома, позволившие уточнить датировку строительства (1772 год) и играющие важную роль в сохранении фундаментов.
4. Был обнаружен и раскрыт купол (деревянный) «Музыкального зала», на нем была обнаружена живопись.
5. Были обнаружены и изучены фрагменты мозаичных полов во «Входном вестибюле».
6. Были обнаружены первоначальные покраски стен буквально всех залов и помещений.
7. Были обнаружены следы подлинных паркетных полов в «Музыкальном зале», по которым смогли выполнить чертежи паркета.
8. Были обнаружены (в «Лазуритовом зале») «зеркала» из искусственного мрамора и цокольные панели под масляной покраской.