ПРОЦЕСС РЕСТАВРАЦИИ

РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ПОД РУКОВОДСТВОМ АРХИТЕКТОРА СТУДЕНИКИНА А.Д.

По плановому (Реставрационному) заданию № 16-12/40 от 11.06.1998 года, выданным Главным Управлением Государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы на разработку научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ на Памятнике истории и культуры ООО «Творческой мастерской под руководством архитектора Студеникина А.Д.» были выполнены Комплексные научные исследования, в состав которых входили:
      1. Предварительные исследования.
      2. Историко-архивные и библиографические исследования: историческая записка.
      3. Архитектурно-археологические обмеры планов, фасадов, разрезов, частей и деталей фасадов интерьеров.
      4. Архитектурные исследования (зондажи, шурфы).
      5. Технологические исследования кладочных, отделочных и декоративных материалов.
      6. Исследование первоначальных покрасок интерьеров и фасадов.
      7. Инженерное исследование (в т.ч. микологическое).
      8. Исследование монументальной живописи интерьеров.
      9. Археологические исследования.
По результатам комплексных научных исследований, всестороннему их анализу и научной обработки разработан Проект реставрации (на 1877 год), который был согласован в УГК и ОП г. Москвы № 16-12/88 от 22.10.1998 г., а так же в Департаменте по культурному наследию Министерства культуры Российской Федерации от 26 мая 2000 г. За летний строительный период (май – октябрь 1998 года) на памятнике были выполнены самые важные первоочередные противоаварийные работы по ремонту стропильной системы и чердачного перекрытия Главного дома, флигелей и была заменена кровля.
Благодаря этим работам были в буквальном смысле слова спасены уникальные интерьеры анфилады и все помещения Главного дома, так как старая кровля находилась в крайне аварийном состоянии. Вообще проведенные инженерные исследования (а их было выполнено независимыми организациями в разные периоды проведения ремонтно-реставрационных работ целых три) показали крайне аварийное состояние несущих конструкций стен, перекрытий, стропильной системы, штукатурки и т.д.
В 2006 году возобновились реставрационные работы по проекту, реставрационным чертежам и при ежедневном авторском надзоре специалистов ООО «Творческой мастерской под руководством архитектора Студеникина А.Д.»
В первую очередь необходимо было провести ремонтно-реставрационные работы по усилению несущих конструкций здания – от фундаментов до кровли. Параллельно проводимым ремонтно-реставрационным работам на Памятнике продолжались исследовательские работы: архитектурные исследования – производились раскрытия и расчистки в местах, ранее недоступных, которые без начала производственных работ не могли быть изучены и исследованы в полной мере, а также археологические раскопки. Большие работы были проведены по исследованию монументальной живописи интерьеров, которые привели к раскрытиям: была обнаружена живопись на большом участке стены (Помпейская лестница).
Архитектурные исследования, проведенные в условиях производства работ тоже привели к неожиданным находкам:
      1. Был обнаружен подлинный белокаменный карниз (первоначальный) под слоями поздней штукатурки на фасадах Памятника.
      2. Был обнаружен уникальный световод, закрытый в советское время, освещавший винтовую лестницу ( с 1 по 3 этажи).
      3. Были обнаружены уникальные пристенные дренажные и вентиляционные каналы по периметру Главного дома, позволившие уточнить датировку строительства (1772 год) и играющие важную роль в сохранении фундаментов.
      4. Был обнаружен и раскрыт купол (деревянный) «Музыкального зала», на нем была обнаружена живопись.
      5. Были обнаружены и изучены фрагменты мозаичных полов во «Входном вестибюле».
      6. Были обнаружены первоначальные покраски стен буквально всех залов и помещений.
      7. Были обнаружены следы подлинных паркетных полов в «Музыкальном зале», по которым смогли выполнить чертежи паркета.
      8. Были обнаружены (в «Лазуритовом зале») «зеркала» из искусственного мрамора и цокольные панели под масляной покраской.
Перед началом ремонтно-реставрационных работ по Памятнику было составлено развернутое техническое задание, где были подробно отражены не только чисто реставрационные работы, но и инженерное обеспечение здания с учетом современных норм и требований: при выполнении задачи обеспечения всех залов и помещений принудительной потолочно-вытяжной вентиляцией в условиях необходимости сохранения уникальной лепнины потолков и стен были применены уникальные способы устройства каналов путем выполнения внутренних штроб в стенах и перекрытиях, минуя участки, насыщенных лепниной, а также минуя кирпичные своды первого этажа, являющегося наиболее древней частью усадьбы. Благодаря такой кропотливой и, в некоторых случаях, ювелирной работе удалось полностью выполнить поставленные инженерные задачи в сочетании с реставрационными.
В достаточно сжатые сроки (май 2006 года по октябрь 2009 года) были проведены огромные ремонтно-реставрационные работы на фасадах Главного дома и флигелей, уникальные работы по интерьерам Главного дома и флигелей, работы по вертикальной планировке и благоустройству территории с восстановлением полностью утраченной ограды по ул. М. Дмитровка и воссозданием Парадной лестницы в сад, а также понижения уровня культурного слоя земли до первоначальной исторической отметки, до найденных первоначальных следов отмостки, что намного (на 90 см) подняло здание из естественного «котлована», образованного из-за многочисленных поднятий уровня асфальтовых покрытий по ул. Малая Дмитровка, а также, соответственно, и внутри Парадного двора. Все ремонтно-реставрационные работы велись под ежедневным надзором автора Проекта реставрации совместно с Заказчиком и высококлассными специалистами-реставраторами по всем разделам реставрации. Наиболее сложные в методическом плане решения (такие как уникальные работы во «Французском зале», где из-за 100% сгнившего перекрытия пришлось демонтировать потолочную объемную лепнину, делать заново деревянные перекрытия, а затем, также заново, воссоздать лепнину потолков) принималась Рабочей комиссией во главе с «Москоснаследием». Положительных результатов удалось добиться благодаря слаженной работе реставраторов, Заказчика и «Москомнаследия».
Генеральный директор ООО «ТМ» Главный архитектор проекта реставрации:     Студеникин А.Д.